Home

Павел Заруцкий


Из цикла Единица


Одноитожевремя


...из слов



Когда стихотворение становится экраном

La poésie n'est pas faire des poèmes, ou des vers, que non
Henri Chopin

I

Сто лет назад растущий темп жизни изменил образ печатного слова. Задачей новой типографики стало сделать текст доступным беглому взгляду торопящегося по своим делам городского жителя. В наши дни существование в цифровом пространстве и повышение уровня информационного шума научили глаз охватывать всю поверхность того, что он идентифицирует как единый объект. Историческое мышление всё отчётливее сдаёт позиции перед иконическим.
В этих условиях может ли строка оставаться функциональной единицей поэтического произведения? Немногое остаётся верлибру помимо того авторитета, который он завоевал в прошлом веке, но его правопреемник до сих пор не заявил о себе. Возможно, стоит говорить о современных текстах не столько как об образчиках современной поэзии, сколько как о её предчувствии? Да и сможет ли новая поэзия по-прежнему оставаться текстом?
Послевоенные эксперименты в области визуальной и звуковой поэзии показали, что она может выйти за пределы страниц книг, а слово перестало быть обязательным атрибутом стихотворения. Технологии стали принимать участие не только в воспроизведении, но и в самом творчестве. Более того, технологии, благодаря своей роли в повседневной жизни и в отношениях между автором и публикой, во многом стали определять контекст, в котором будет восприниматься поэтическое произведение.
Так машинописные стихотворения-объекты превращаются в созвездия гиперссылок, перейти по которым читатель/зритель сможет лишь задействовав собственное воображение. В экраны, вырванные из цифровой реальности, чтобы говорить о ней. «О чём невозможно говорить, о том следует молчать». Стихи как слова, сплетённые с молчанием вокруг них.

II

Экран становится границей времени. «Я-сейчас» видит вместо отражения «я-тогда», — совокупность информации о себе в медиа. Один стремится ухватиться за непрерывно ускользающее настоящее, другой же существует одновременно на каждом отрезке прошлого. Встреча двух в одной плоскости вызовет ошибку, которая сплавит их воедино и создаст новый образ. Эта встреча возможна только во взгляде другого. Два неизбежно равняется трём. Слово и изобразительный знак. Слово и звук.
Каждое исполнение создаёт стихотворение заново. Должен ли голос ограничиваться ролью конферансье, расхваливающего достоинства поэтического текста и скрывающего его недостатки? Должна ли музыка становиться декором? Древнегреческий глагол «ποιῶ» означал «творю», «делаю». Почему же его потомок, слово «поэзия», стал ассоциироваться с одними лишь текстами? Голос, ритм, повторение. Вздох. Всё это — потенциальные элементы стихотворения, живого и изменчивого, а не застывшего, подобно надписи на собственной могильной плите.
Стихи всегда знают больше, чем их автор. Стихами он покупает себе право на молчание. Стихи говорят от его имени, но и читатель может позволить им говорить от собственного. Так, когда человек встречается со стихотворением, рождается музыка.

Павел Заруцкий

Павел Заруцкий (р. 1988 г.) — поэт, переводчик, музыкант и исследователь авангарда. В его переводах в России были изданы книги Мины Лой и Андреаса Пагулатоса; также выступил составителем и одним из переводчиков на греческий язык «Антологии молодой русской поэзии» (Афины, 2018). Участник ряда музыкальных коллективов (Grotesque Sexuality, Salome’s Dance, Культура Раны, Эвридика ВА2О37, ЭВА2О37). Отрывки из его книги визуальных стихотворений «Единица» публиковались в журнале «Носорог» (#10, 2018). В 2020 выступил куратором выставки машинописной визуальной поэзии «Словомеханизмы».

«Замыкание, «2=3», «Без», «Единица», «Размыкание» взяты из цикла «Единица» (2019), стихотворения которого также входят в материал музыкального проекта ЭВА2О37. «Одноитожевремя» и диптих «… из слов» входят в цикл «… из слов», работа над которым ведётся в настоящее время.