Home
Г-а-л-е-р-е-я

Что такое кураторский текст?

Этот вопрос наводит на размышления о созвучном яде кураре, которым индейцы Южной Америки смазывали наконечники своих стрел. Но могут ли слова куратора иметь схожий отравляющий эффект? Да, ведь они способны задать удушающие рамки для личного восприятия зрителя: он начнет играть в игру совпадений вместо того, чтобы увидеть и отпустить эти moving pictures.
Возможно, cамо словосочетание «видео-арт» стало каким-то плоским, выхолощенным. Videoscape? Шесть видео-отметин на белом фоне — разные по форме, хронометражу, уровню экспрессии и cложности, они могут быть уподоблены гексаграмме, сочетания черт в которой образуют калейдоскопический образ, миметическую стрекозу. Она вдруг оживает и улетает прочь от того, кто ее начертил.

Тематически видео составляют такие пары:

  • 1 и 2: «современное искусство»
  • 3 и 4: «голос и тело»
  • 5 и 6: «катастрофа»

1. Репортаж с «Закрытой рыбной выставки» (Я. Гинзбург, Д. Хворостов)
Иван Курбаков, Егор Гончаров, Михаил Денискин

Образ: Рыба, съедающая и наживку и крючок.

Репортажная камера, документальная стилистика первого видео, фиксирующего поход на выставку двух молодых людей — эта форма, позволяет одновременно сохранять видимую реальность в рамках кадра и, с помощью движений объектива и монтажа, акцентировать внимание на том, как зрительное восприятие и мышление связаны с рядом условий: перемещением в пространстве, настроением, наличием собеседника и другими факторами.
Итак, на первой ступени — познание возможно через импровизацию и непосредственность реакции, но все же арсенал знаний о культуре прошлого неминуемо задействуется в рефлексии концептуального искусства молодыми зрителями.

2. «Желтые ботинки»
Андрей Монастырский

Образ: Монахи, восстанавливающие лес.

Поиск в браузере — довольно интимный процесс, в котором осечки или опечатки в формулировках запросов неожиданно открывают иное прочтение желаний пользователя. Именно этими непредсказуемыми предложениями алгоритма любуется Андрей Монастырский, начитывая как своеобразную мантру словосочетание «желтые ботинки» и удивляясь внезапным монахам, всплывшим в ленте.
На этой ступени познание приобретает как бы случайный, алеаторический характер и становится тождественным вовлеченному «любованию».

3. «в-след голосу»
Инна Краснопер

Образ: Голос в сумерках

На этой ступени телесному освоению пространства соответствует время, наполненное поэтической речью. Танцевальные импровизации разворачиваются в ситуации поиска, всматривания. День постепенно переходит в ночь, когда кроны деревьев как бы одновременно продолжают пластические иероглифы тела и образуют нечто вроде буквенных знаков. Здесь познание начинает объединять различные типы выражения, способные входить в пустоты друг друга, входя в состояние высокого cновидченского резонанса.

4. «Коллективные бездействия»
Светлана Спирина

Образ: Змеи тел

Эта видеоработа гипнотизирует ее бесконечным морфингом — флюидностью тела, импульса, соприкосновения. Познание здесь находится за пределами аналитических операций и требует растворения в движениях, траектория которых открывает многомерное переживание единства индивида и коллектива.
Отсылка к группировке «Коллективные действия», известному проекту московского концептуализма, работает на схлопывание внешней действительности с внутренним «загородом» — «загородом» тела, где пространство и время также способны к перерождению и переживанию пустотных начал.
Сонастройка с другими субъектами познания предстает здесь эхом коллективного танца в эпоху пост-капитализма, когда этот танец осуществляется в горизонтали, в предельном расслаблении, в воссоединении монады исходного потенциала, очищенного от травматических ускорений цифрового мира. Парадокс этой работы в том, что здесь цифровой эффект конвертирован в свою противоположность — замедленная событийность, помещает акцент на медитативное созерцание происходящего.

5. «10 февраля 2020 года»
текст, видео: Дмитрий Герчиков
звук: Анна Михеева

Образ: Кусочки разлетевшегося экрана в невесомости

Этот фееричный видеоколлаж заметно контрастирует с двумя предшествующими ступенями, несмотря на близкий последней работе прием цифрового искажения и появление голоса и поэтической речи — как в третьем видео. Компиляция новостных выпусков и медиаартефактов, скрепленных одной конкретной датой, сопровождается чтением стихотворения. В вакханалии взаимопроникновения медиаобразов для тела уже не остается места, все существует в голографической вселенной, населенной фантомами, которые исчезают так же быстро, как и появляются. Здесь уместно ввести термина «гипермедиа» — как маркер сверхразвитых технологий и СМИ, постоянно транслирующих фэйк и пропаганду, а также угрожающих экологии человеческого сознания. Автор превращает их в карнавально-цирковое действо, акцентирует иллюзорную игру видимостей, которая напоминает о пустотности всех форм и явлений, манифестированной cреди прочего в Праджняпарамита Сутре.

6. A year without summer
Gosha Trajkowska, Agatha Lech

Образ: Цветная спираль

Наконец, видео польских видеохудожниц «A year without summer» продолжает линию предыдущей работы, выстраивая определенный нарратив через конкретную историческую сводку. Так появляется история об апокалипсисе (как общем воображаемом) и новое откровение — в процессе игры-размышления о личном конце света. Розовые ландшафты с минеральными источниками, вечное спа у подножия проснувшегося вулкана — такой отдых может оборваться в любую секунду. Ритмичный звуковой паттерн и повторяемость визуальных образов подхватываются речью художниц. И эта речь перестает повторяться, она развивается и работает как спираль продолженного мышления, чувствования. Личное воображаемое измерения артикулируется через голос, голос начинает играть роль некой осевой нити, за которую оказывается подвешенным тело видео.

Иван Курбаков